Корпоративная культура: от банальных действий к страшным закономерностям

Корпоративная культура студ органов

Вы когда-нибудь думали о том, как влияют на нас люди, среди которых реализовываем или пытаемся реализовать мечты, проекты? Всегда ли мы поступаем согласно нашим желаниям? И что делать, если вдохновляющие планы вне «правил игры» руководителя?

Для того, чтобы выработать удобную стратегию поведения и добиться своих целей не стоит углубляться в психологию отношений. Каждому активисту достаточно знать о существовании микро групп в своем коллективе. Например, М.Е. Литвак выделяет следующие: [1, с.49]:

1) карьеристская (учебно-карьеристская), цель которой профессиональный и личный рост;

2) культурно-развлекательная, объединяет людей с желанием «культурно» провести время, отметиться в организации и на ее мероприятиях и повысить социальный статус;

3) алкогольно-сексуальная с потребностью использовать время для выпивки, отдыха и «использовании свободы по максимум».

Заметим, что каждая из групп имеет определённые ценности, принципы поведения и деятельности, словом – корпоративную культуру. Примеряя популярную теорию на студенческих организациях, легко выделить ряд критериев и понять, каково влияние лидера на группу (таблица 1).

 

Признак 

                       Группа

Карьеристская

Культурно-развлекательная

Алкогольно-сексуальная

Стиль руководства

демократический

автократический

либерально-попустительский

Отношения руководитель – члены студенческого органа

заинтересованность в профессиональном и личном росте всех участников

недоверие членам студенческого органа, постоянное консультирование с администрацией ВУЗа

в зависимости от участия в неформальных встречах

Отношения внутри коллектива

низкая сплоченность, скрытая конкуренция

сплоченность в зависимости от интересов

сплоченность в зависимости от интересов, четкое деление на «свой-чужой»

Отношение к новым идеям

приветствуется, оказывается помощь в осуществлении проекта

отрицательное; одобрение не означает осуществление проекта

нейтральное

Отношение к инструкциям, правилам

важен результат и уникальность мероприятия

обязательны, без одобрения свыше все действия запрещены

нейтральное в случае отсутствия видимых проблем

Принципы функциониро-вания

студенческого органа

рабочее настроение, стремление к совершенству

активные члены вдобавок имеют интересы на стороне, пассивные – заняты рутинной работой

культура выгодна для всех участников: карьеристы развиваются в своем направлении, культурники отдыхают, алкоголики «поддерживают» лидера

Мотивация участников

тренинги, книги, повышение в должности, расширение полномочий, курирование новыми проектами

обещания, одобрение при следовании инструкциям, компенсации за потраченные ресурсы (пригласительные на вне и внутри университетские мероприятия)

свободное время, развлекательные мероприятия

 Таблица 1 – Признаки корпоративных культур микрогрупп

 

В зависимости нововведений той или иной культуры, активисты начинают действовать в соответствии с ценностями своих микро групп (таблица 2):

 

Культура          

              Участник

Карьерист

Культурник

Алкоголик

Карьеристская

заметный рост престижа органа студ самоуправления, развитие качеств и навыков лидера и участников

выполнение только того, что написано в положении (уставе)

не задерживается по собственному или по желанию лидера

Культурная

организация мероприятий вне органа либо работа над престижными проектами студ органа

выполнение всех заданий и замечаний главы организации, в т.ч. администрации ВУЗа

выполнение простой работы

Алкогольная

организация мероприятий вне органа, либо работа над престижными проектами студ органа, либо поиск других выгод от существующего положения

удовлетворение отсутствием работы и получение плюса в резюме

удовлетворение отсутствием работы в «хорошей компании»

Таблица 2 – Поведение членов студенческих органов в зависимости от доминирующей корпоративной культуры

 

Исходя из наблюдений, большинство студенческих органов Беларуси представлены культурно-развлекательными руководителями, которые не дают развивать и развиваться. Что же остается делать нам, активным ребятам? Выбор всегда есть, и он не обязательно заключается в отказе от конфликта и принятия всех «правил». Подумайте, как можно выгодно использовать имеющиеся в студенческом органе ресурсы для своих целей, какую манеру общения выбрать с человеком, выполняющим роль лидера. Находите время, чтобы посетить курсы и тренинги на интересующую тематику, развивайте главные качества лидера и пробуйте реализовывать идеи не только на уровне университета.

Яна Устиненко

 

Литература:

1.  Вести из будущего: письма управленцу / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. – Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 576 с.

 

Подготовлено на основе статьи, победившей в конкурсе студенческих эссе в номинации «Корпоративная культура и пиар» от 27 февраля 2013

04.03.2013 - 11:05