Чем "болеет" современный человек?

Сегодня, несмотря на все блага и удобства, имеющие место в нашей жизни, большинство людей не чувствует себя удовлетворенными и счастливыми. Мы наблюдаем, как стремительно трансформируется общество, однако человек не успевает подстраиваться под него, меняя стратегии своего поведения, свои привычки, ценности. Сегодня обесценились прежние внутренние регуляторы поведения, произошло резкое расширение степени свободы личности, но ослаб социальный контроль, что многие восприняли как вседозволенность, как возможность самореализации через агрессию или даже преступления.

Встает ряд вопросов: а нужна ли нам с вами такая степень свободы, если мы не в силах ею рационально пользоваться? Что будет, если каждый из нас начнет думать, будто имеет столько свободы, что в праве отнять ее у других? Как на нас влияет этот всеобщий процесс индивидуализации?             

Часто размышляя над данными вопросами, я рефлексирую работы французского социолога Жана Липовецкого, считающего, что процесс индивидуализации в большей степени деструктивно влияет на большинство людей. Он отмечает: «Наступление индивидуалистической эпохи чревато появлением тотального насилия и возникновения общества, направленного против государства…».

Негативные последствия процесса индивидуализации современного человека проявляются в различных девиациях: суицидальное поведение, наркотизм, алкоголизм, нарушения пищевого поведения, интернет-зависимость и т.д. Обратившись к классикам социологической мысли, вспомним Эмиля Дюркгейма. Думаю, многим известна его концепция, провозглашающая взаимосвязь степени интеграции индивида в определенную социальную группу и его суицидального поведения. Не смотря на то, что данная теория была выдвинута в позапрошлом веке, она, на мой взгляд, функциональна и сегодня.

Помимо этого меня заинтересовал феномен интернет –зависимости. В статье Н.А.Цой отмечено, что некоторые исследователи полагают, что активное использование интернета облегчает межличностное общение и в целом ослабляет ощущение одиночества, в то время как другие отстаивают противоположную точку зрения, полагая, что неумеренное использование компьютера и интернета усиливает социальную изоляцию индивида и, соответственно, ощущение одиночества. Интернет можно рассматривать в качестве инструмента преодоления чувства одиночества. Это обусловлено тем, что человек, во-первых, может легко найти в интернете собеседника в любое время суток семь дней в неделю для непосредственного общения, и при этом преодолеваются физическая отдаленность и чувство дистанции. А во-вторых, онлайн – коммуникация может быть анонимной: во многих случаях человек взаимодействует в сети без показа своей истинной идентичности. Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, отметили негативную сторону влияния интернета, которая проявляется в недостаточности выполнения социальных функций, приводящей к невозможности удовлетворения важных социальных потребностей, к сужению социальных контактов, что в итоге сопровождается десоциализацией и социальной дезадаптацией.

 Особого внимания заслуживает проблема влияния на человека средств массовой информации. Здесь проблема состоит в неосознанной, беспрекословной идентификации себя с другими, с ценностями различных социальных групп, усвоение их моделей поведения и ценностных ориентаций, Рассмотрю на примере конструирования телесного идеала средствами массовой информации, которая тесным образом будет связана с другой «болезнью» человека – нарушениями пищевого поведения, а именно – нервной анорексией.

Так, современная массовая культура требует соблюдения строгих правил телесной нормы. И на это есть свои причины: во-первых, это связано с эмансипацией женщины, с изменением ее традиционной культурной роли – кормящей и заботливой матери. Возросшая женская свобода, возможности самореализации и контроля над своей жизнью соотносятся с худобой. Во-вторых, вместе с женской эмансипацией трансформируется мода, которая, обнажив тело, превратило его в еще большую эстетическую ценность. В-третьих, сегодня стройное тело выступает в качестве социального капитала. Например, образ образованной женщины в европейской культуре зачастую сочетался с образом худого тела. В-четвертых, современные люди склонны к различного рода зависимостям, где худой человек выступает в качестве независимого от низовой части своей природы и т.д. Таким образом, обеспокоенность своим телом, его формами и размерами, стала предписываемой и нормативной, т.к. телу уделяется особое внимание в публичном дискурсе. Однако многие на пути достижения идеала теряют самое ценное в жизни – здоровье, а именно – доводят себя до нервной анорексии, которую, вопреки стереотипам, сегодня не стоит маркировать как чисто женское, ведь как показывают исследование, случаи мужской анорексии на последние пару десятилетий набирают обороты.

Актуальной остается проблема ненависти к инакомыслящим. Достаточно интересным мне представился анализ отношения общественности к гомосексуализму, проведенный И.Коном. Автор отмечает, что большинство людей крайне враждебно относятся к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, в то время как каждый стремится получить больше прав и свобод. В этом и есть парадокс современности. Исследователь, опираясь на статистические данные, указывает, такие люди не находят защиты ни у церкви, ни у государства, и порой даже у родных. «Не таких, как остальные» люди с традиционной сексуальной ориентацией считают психически ненормальными, неуравновешенными, асоциальными. Однако можно ли их считать таковыми? Исследования показали, что гомофобия отрицательно сказывается на здоровье людей независимо от направленности их сексуального влечения. Она блокирует развитие сексуального образования, без которого невозможна ни эффективная борьба со СПИДом, ни многие другие вещи. Например, именно профилактика СПИДа заставила европейские правительства не просто «признавать» меньшинства, борющиеся за свои права, но и конструктивно сотрудничать с ними и даже давать им деньги на проекты.

Таким образом, я попыталась показать, что личность на данном этапе функционирования общества сталкивается с множеством различных проблем, причинами которых становятся как внешние, та­к и внутренние факторы. Прогресс, с одной стороны, подарил нам большое количество возможностей и благ, а с другой – отдалил нас друг от друга. Сегодня мы отчаянно боремся за свою свободу, однако нужна ли она нам в таком объеме, если мы становимся ее жертвой? 

Горовец Валерия.

08.10.2016 - 19:01

Автор(ы):

Валерия Горовец
Студентка-социаолог, специализирующаяся на изучении девиантных поведениях человека.