Сборник эссе «Перспективы Болонского процесса в Беларуси»

Обложка книги по Болонскому процессу

Сборник эссе «Перспективы Болонского процесса в Беларуси» включает в себя эссе участников одноимённого конкурса, который проходил в феврале 2016 года. Авторы высказывают своё мнение по различным аспектам внедрения Болонского процесса в национальную систему образования. Сборник предназначен преподавателям, студентам и всем заинтересованным в развитии высшего образования Беларуси.

 Предисловие

14 мая 2015 года Беларусь со второй попытки присоединилась к Европейскому пространству высшего образования. Если говорить более знакомой терминологией, то к Болонскому процессу. Правда, даже со второй попытки нам удалось туда вступить только с оговорками – при условии соблюдения специальной Дорожной карты реформ.

И сейчас, уже спустя год после вступления, можно услышать абсолютно разные мнения касательно бенефитов для Беларуси от интеграции в европейские образовательные тренды. Зачастую появляются даже негативные мнения по данному вопросу, и в качестве опасения высказывается возможность уничтожения нашей “самобытной и самодостаточной системы образования” или потеря для страны самых лучших студентов, уехавших учиться в Европу.

Относительно пользы Болонского процесса каждый рассуждает со своей точки зрения: чиновник фантазирует о толпах иностранных студентов, которые, купившись на обещание общепризнанного диплома, поедут вкладывать свои деньги в белорусскую экономику; работадатель мечтает перестать переучивать молодых специалистов в первые месяцы работы; а сам студент просто хочет востребованного и перспективного образования.

В рамках конкурса эссе “Перспективы Болонского процесса в Беларуси” мы решили дать высказаться студентам, о том, как же именно они видят инновации в сфере высшего образования и что они думают относительно основных стереотипов о процессе “европеизации” высшей школы. Поразмышлять мы предложили по самым протеворечивым, по нашему мнению, нововведениям и потенциальным результатам реформы:

  1. Перспективы студенческого самоуправления. Сохранение культмассоцентризма или присоединение студентов к управлению университетом?
  2. Академическая мобильность. Благо для развития страны или утечка мозгов?
  3. Европейский диплом. Повышение качества образования или стирание национальных особенностей?
  4. Академические ценности. Пустой звук для белорусской администрации или жизненнаянеобходимость?
  5. Образование для экономики. Какая должна быть роль работодателей в формировании учебной программы?

          В качестве своеобразного обобщения была предложена и тема: “Беларусь пришла в Болонский процесс. Но придет ли Болонский процесс в Беларусь?”. Она должна была проиллюстрировать то, насколько успешным оценивают целый год внедерения Болонского процесса в Беларуси непосредственные его участники - студенты.

Приятного прочтения и интересных мыслей.

Луцевич А.С.

 

Файл: 
Иконка PDF perspektivy_bolonskogo_processa_v_belarusi.pdf17.06.2016 - 20:17