Проблемы и достижения студенческого самоуправления в Беларуси

Студенческое самоуправление в Беларуси – очень неоднозначное явление. Оно вроде как есть, но его и нету. Что тут говорить, когда не все студенты знают “что это такое и с чем его едят”. Однако можно сказать, что на сегодняшний день оно находится на этапе активного формирования. В Европе студенческое самоуправление – это налаженная система, которая исправно работает и приносит свои результаты: студенты из разных стран взаимодействуют между собой, осуществляют образовательные визиты  в другие университеты, происходит обмен студентами, их жизнь яркая и разнообразная.

Студенческое самоуправление в странах Европы представлено студенческим парламентом, где студенты вправе выбирать своего президента. Участие в таких мероприятиях способствует развитию лидерских качеств, готовит студентов к жизни вне университета. В Беларуси же ситуация немного иная. Одной из проблем на пути эффективного развития студенческого самоуправления является Законодательство Беларуси, в котором нет четких положений, которые регулируют сотрудничество этого органа с администрацией ВУЗа. Единственное, что упомянуто в Законе РБ “О высшем образовании”, так это то, что студенты вузов имеют право на “создание и избрание органов студенческого самоуправления, объединение в профессиональные союзы, молодежные и иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь”. Для сравнения, в Великобритании, Норвегии, Польше и Украине основные права, обязанности и механизмы функционирования института студенческого самоуправления закреплены на законодательном уровне. Второй проблемой является то, что самоуправление у нас не совсем студенческое. В основном над студентами в университете всегда стоит руководство, которое не очень-то принимает во внимание точку зрения молодого поколения. Так уж у нас повелось, что мнением самих студентов интересуются чуть ли не в последнюю очередь, и все вопросы решаются на более высоком уровне, недоступном для студентов.

Еще одна проблема белорусской молодежи – незнание своих прав. Мало кто из современных студентов знает, что можно вносить предложения в профком и студенческий совет о распределении мест в общежитии или выдвигать собственных кандидатов на присвоение именных или персональных стипендий.А если и знают, то почему-то не пользуются этим. Возникает вопрос: не хотят или боятся общественного мнения и осуждения со стороны? Ведь многие студенты придерживаются мнения “и так хорошо” или “сиди, не высовывайся”.

Но есть и другая сторона медали, то есть студенчества. Активные, молодые, энергичные ребята, которые имеют собственное мнение, множество нереализованных идей и большой потенциал, в этом случае берут инициативу в свои руки. Студенты хотят знать, кто и как учится в их ВУЗе, чем интересуется, чем занимается, каковы его жизненные цели и потребности. Ведь благодаря такой информации гораздо легче строить взаимоотношения и искать единомышленников. Эту информацию мог бы  концентрировать у себя   специальный орган  в  рамках  студенческого  самоуправления.

В идеале система студенческого самоуправления в ВУЗе  - это целостный механизм, обеспечивающий участие студентов в управлении вузом через коллегиальные взаимодействующие  органы  самоуправления  на всех уровнях управления ВУЗом, органы студенческого самоуправления общежития и общественные студенческие организации по интересам. Развитое студенческое самоуправление гарантирует гибкость управления и корректировку деятельности вуза с  учетом потребностей студенчества, наиболее полно обеспечивая его социальную защиту. При всем многообразии форм и методов студенческого самоуправления его деятельность направлена на достижение общей цели – концентрацию сил студентов на решении общественно значимых задач, затрагивающих интересы  каждого студента,  академической группы, факультета, вуза и всей страны.

 

Надежда Варивончик (БГУ, Минск)

2013 г. Специально для сборника научных и публицистических работ "Феномен студенческого самоуправления".

 

30.09.2013 - 14:35