Активный фандрайзинг или взаимовыгодное сотрудничество. Часть 2

Пути поиска денег для НГО

В общем,  все мы, если не являемся лидерами профсоюза, БРСМ или других объединений, пользующихся господдержкой, а таких на данный момент 16 [3], вынуждены искать источники материальных средств самостоятельно. На этом этапе многие организации и движения сталкиваются с огромными трудностями и часто так и не добиваются желаемого. Скажу сразу, что я в своей карьере молодежного лидера также проходила через эту «битву за деньги», но мне удалось все-таки выйти из неё победителем.  Интересно, что я «изощрялась» разными способами найти финансирование для проекта, я даже не подозревала, что всё то, что я делаю, называется красивым модным словом  «фандрайзинг». Итак, в этой части речь пойдет о фандрайзинге в Беларуси.

Вначале, немного теории о том, что вообще означает это слово. Фандрайзинг – это поиски источников финансирования для неприбыльных организаций, проекта.

Есть 4 основные формы фандрайзинга [4]:

  • благотворительность
  • предприниматели, представители бизнеса
  • органы власти и местное самоуправление
  • физические лица

Давайте посмотрим, как можно применить каждую из форм в белорусской действительности. 

Благотворительность  - еще одно модное слово. Сейчас каждая уважающая себя организация, компания должна обязательно отметиться каким-нибудь участием в благотворительном проекте. Заметьте, в новогодний период СМИ только и пестрят тем, что описывают, кто и куда съездил и какие подарки подарил детям или больницам.  Тоже самое делают и многие молодежные организации. В их планах обязательно стоит какая-нибудь поездка в детдом или благотворительная акция, для которой заранее собираются и деньги, и вещи, и люди. На мой взгляд, дело это благое, но начинает становиться массовым и «набивает оскомину». К тому же, лично я так и не поняла, как можно с помощью благотворительности найти средства для проведения мероприятия, если оно не является таковым.  Поэтому этот вариант не подходит вам, если вы организуете, скажем, тренинг по развитию лидерских качеств.

Бизнес  -  вот это неплохой вариант, я бы даже сказала, хороший вариант.  Но здесь очень важно выстроить правильную стратегию. Идея здесь такая: вы проводите мероприятие и подбираете потенциальных спонсоров, которые финансируют ваше мероприятие. Для них важно, что ваша аудитория на мероприятии – это их потенциальные клиенты. По сути, вы предоставляете  вашему спонсору клиентуру, организуете пиар, рекламу, а он как бы за это платит, оказывая вам поддержку в мероприятии. Кажется, здесь все просто, но я очень часто видела, как лидеры неправильно выстраивают стратегию по привлечению спонсоров и из-за этого не получают ничего.  Работа с бизнес-партнерами, а ведь для вас спонсоры должны стать именно партнерами, а не меценатами – это серьезная и кропотливая работа по выстраиванию долгосрочных отношений. 

Органы власти и местное самоуправление   - с этим источником финансирования всё понятно из предыдущей части. Но хочу добавить, что если вы работаете в вузе  и относитесь к какой-либо организации или структуре, то вы вправе попросить финансирование «сверху». Другое дело, что вам придётся сделать, чтобы получить «заветную» сумму.

Физические лица  - иногда мы сотрудничаем именно  с ними. Некоторые считают, что это хороший вариант, но я бы предпочла сотрудничать с бизнес-партнерами, чем с отдельными лицами. Объясню на примерах.

Ситуация 1. Как-то зимой одна из наших факультетских организаций решила провести своё мероприятие  - бал. Естественно, им понадобились средства на организацию. Факультетский фонд – не «бездонная бочка» и поэтому они начали  искать источники финансирования. Нашлась девушка, знакомая которой работала консультантом в одной из косметических фирм.  Она по знакомству предоставила парочку наборов косметики и какие-то мелкие свои вещицы. Также у  другой знакомой нашлась тётя, которая работала в боулинге. Она любезно предоставила скидочные купоны. Вот так и решили проблему.

Ситуация 2: Как-то эта же организация проводила еще одно мероприятие. Тоже нужны были деньги. Участников же пустыми словами не заманишь, надо искать опять какие-то призы, бонусы. Опять обратились к вышеупомянутым знакомым. Помогли они и в этот раз.

Как вы понимаете, организация работала дальше, и пришло очередное мероприятие, и опять они обратились к «знакомым». Только вот в следующий раз эти «знакомые» отказались от такого участия. Вопрос: почему? А всё очень просто: эти наши всякие «знакомые» не получают ничего от такого участия. Они просто становятся «безликими» меценатами. А даже если и не становятся «безликими», то всё равно не получают никакой выгоды от этого и поэтому у человека просто пропадает интерес и появляется ощущение, что его просто используют. Именно поэтому я люблю сотрудничать с бизнес-партнерами, где каждый получает выгоду. 

Конец второй части

Татьяна Размыслович (БГУ, Минск)

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

17.10.2013 - 09:20