Сборник эссе «Перспективы Болонского процесса в Беларуси»

Сборник эссе «Перспективы Болонского процесса в Беларуси» включает в себя эссе участников одноимённого конкурса, который проходил в феврале 2016 года. Авторы высказывают своё мнение по различным аспектам внедрения Болонского процесса в национальную систему образования. Сборник предназначен преподавателям, студентам и всем заинтересованным в развитии высшего образования Беларуси.
Предисловие
14 мая 2015 года Беларусь со второй попытки присоединилась к Европейскому пространству высшего образования. Если говорить более знакомой терминологией, то к Болонскому процессу. Правда, даже со второй попытки нам удалось туда вступить только с оговорками – при условии соблюдения специальной Дорожной карты реформ.
И сейчас, уже спустя год после вступления, можно услышать абсолютно разные мнения касательно бенефитов для Беларуси от интеграции в европейские образовательные тренды. Зачастую появляются даже негативные мнения по данному вопросу, и в качестве опасения высказывается возможность уничтожения нашей “самобытной и самодостаточной системы образования” или потеря для страны самых лучших студентов, уехавших учиться в Европу.
Относительно пользы Болонского процесса каждый рассуждает со своей точки зрения: чиновник фантазирует о толпах иностранных студентов, которые, купившись на обещание общепризнанного диплома, поедут вкладывать свои деньги в белорусскую экономику; работадатель мечтает перестать переучивать молодых специалистов в первые месяцы работы; а сам студент просто хочет востребованного и перспективного образования.
В рамках конкурса эссе “Перспективы Болонского процесса в Беларуси” мы решили дать высказаться студентам, о том, как же именно они видят инновации в сфере высшего образования и что они думают относительно основных стереотипов о процессе “европеизации” высшей школы. Поразмышлять мы предложили по самым протеворечивым, по нашему мнению, нововведениям и потенциальным результатам реформы:
- Перспективы студенческого самоуправления. Сохранение культмассоцентризма или присоединение студентов к управлению университетом?
- Академическая мобильность. Благо для развития страны или утечка мозгов?
- Европейский диплом. Повышение качества образования или стирание национальных особенностей?
- Академические ценности. Пустой звук для белорусской администрации или жизненнаянеобходимость?
- Образование для экономики. Какая должна быть роль работодателей в формировании учебной программы?
В качестве своеобразного обобщения была предложена и тема: “Беларусь пришла в Болонский процесс. Но придет ли Болонский процесс в Беларусь?”. Она должна была проиллюстрировать то, насколько успешным оценивают целый год внедерения Болонского процесса в Беларуси непосредственные его участники - студенты.
Приятного прочтения и интересных мыслей.
Луцевич А.С.
