Быть или не быть. Болонский процесс в Беларуси

Вопрос о принятии Беларуси в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) стал дискуссионным не только в узких профессиональных кругах, но и среди многочисленного студенчества. Общий взгляд на включение Беларуси в этот процесс остаётся пессимистичным: ожидается либо ухудшение, либо отсутствие перемен. Так или иначе, высшее образование в РБ подвергнется изменениям в силу обязательств, которые приняла на себя страна, для окончательной интеграции в ЕПВО. Оценка Болонского процесса как такового – это не цель данной статьи. Наряду с глобализацией, интернационализацией, интеграцией и т.д. он является неизбежным процессом, который необходимо принять как данность и существующую реальность.

Интересен уникальный путь присоединения Беларуси к Болонскому процессу: разработка так называемой дорожной карты, в которой прописаны все условия (требования) присоединения. Она является, скорее, плацдармом для проведения реформы системы высшего образования РБ и обеспечивает, в первую очередь, ориентир нормативно-правовой базы для внедрения Болонского процесса. Как и любое изменение, присоединение страны к ЕПВО требует своего утверждения на законодательном уровне. Дорожная карта также предусматривает создание рабочей группы для анализа существующей ситуации и проведения соответствующих процедур.

В лучшем случае к 2018-му году все предполагаемые реформы «сверху» будут проведены, и будет подготовлена основа для реализации Болонского процесса во всей его широте. Но готовы ли будут сами студенты использовать все возможности, предоставляемые им этим процессом? Готовы ли они будут бороться за свои права, если на их пути встанут препятствия? Нужен ли студентам вообще Болонский процесс? Однако наиболее актуальный вопрос «А что такое Болонский процесс?». У молодежи нет конкретного понимания о содержании Болонского процесса, не говоря уже о выгодах и возможностях данного процесса. Вступление Беларуси в ЕПВО масштабно освещалось в СМИ: рассказывали о кредитах, приложении к диплому, академической мобильности. В статьях можно было встретить такое понятие, как «национальная  рамка квалификаций». Мало кто понимает, что стоит за этими терминами и какие усилия нужно приложить для воплощения такого «проекта» в реалиях Беларуси.

Ресурсом развития студенческого самоуправления является студент. Пока каждый отдельно взятый студент не начнет понимать весомость своих прав и собственной инициативы, Болонский процесс будет протекать где-то в прессе, в отчетах, в «верхах», но не в реальности.

Перед обществом в целом стоит более сложная задача, чем признание белорусских дипломов на международном уровне. Формирование самосознательной и инициативной молодежи является частью мировой культуры студенческого сообщества. Этот процесс требует времени и опыта.

Кто знает, может, через три года вступление в Болонский процесс возымеет свои плоды, а может, в конечном итоге Беларусь пойдёт по совсем другому уникальному пути развития высшего образования.

 

Автор статьи – Марина Орешкина

09.06.2015 - 01:43