Болонский процесс в Беларуси

Атавизмы высшего образования

Система образования Беларуси до сих пор не избавилась от пережитков, которые призваны ограничить свободу личности и использовать её для решения чужих задач. Распределение выпускников, комендантские часы и отработки в общежитиях, принудительные субботники и выборы. Это ли призвание человека XXI века?

Только единство свободных преподавателей и студентов сможет создать новую систему образования. Во благо свободного и демократического общества развитой и удобной для жизни Беларуси.

Что еще предстоит сделать Беларуси на пути к сильной системе высшего образования
Академическая свобода
Единство мнений и подходов порождают людей-посредственностей и тотальный застой. Прогресс же неотделим от плюрализма и поощрения разности взглядов. Академическая свобода позволяет университету становиться тем кластером, который способен обеспечивать обществу движение, а не только предоставлять рабочие кадры.
Настоящее студенческое самоуправление
Студенческое самоуправление (ССУ), которое представлено только концертами и КВН, а также полностью управляется администрацией ВУЗа – это типичная картина в Беларуси. Студенты не учатся брать на себя ответственность и их руки связаны тотальным контролем и вмешательством. Только независимое ССУ может быть реальным звеном между студентом и администрацией и решать студенческие проблемы. Даже самые житейские.
Академическая мобильность
Несогласованность программ и нахождение страны в ином от Европейского союза социокультурном поле сводят на минимум безболезненный временный отъезд наших студентов в университеты Европы. Отдельно стоят образовательные семинары за рубежом, для посещения которых невозможно получить освобождения от учёбы. Однако для преодоления разностороннего отставания и последующего прыжка вперёд академическая мобильность во всех её видах жизненно необходима.
Общественная аттестация
Зачастую учебные планы оторваны от жизни и порождают как бессмысленность обучения для студентов, так и бесполезность для экономики. Только привлечение широкой профильной общественности к составлению программ и контроль студентами преподавания (например, отстранение неадекватных преподавателей) позволят актуализировать информацию и приблизить получаемые навыки к требованиям жизни.
Транспарентность бюджетов
Закрытость или сложность расшифровки прихода/расхода денежных средств университетов не позволяет увидеть, куда направляются, в том числе, и средства студентов-платников. Это порождает недоверие к прозрачности деятельности такой публичной организации как ВУЗ. Только под контролем общественности можно избежать коррупции или понять, например, что платные пересдачи – это не для нового ледового дворца.
Реальная выборность курсов
Зачастую набор предметов в учебном плане далеко не совпадает с интересами студентов даже в рамках одной специальности. Или же часть студентов заставляют идти именно на тот спецкурс, где просто мало записавшихся. Это порождает потерю интереса к обучению и плохие результаты. Студент не ребёнок и может самостоятельно дополнить обязательные к изучению предметы именно тем, что он видит в качестве перспективных для себя знаний.
Партнерство студентов и администрации
В случае, когда две корпорации, студенты и преподаватели, разделены между собой и не чувствуют сопричастности в процессе обучения - не возникает единый дух университета и, соответственно, не появляется уникальная образовательная среда, обеспечивающая развитие. Только равное и уважительное отношение друг к другу будут формировать университет как двигатель прогресса.
Приключения Mr Bologn

Только тогда, когда данные принципы не только Европейского пространства высшего образования, но и полноценного демократического и ответственного общества войдут в нашу систему образования, мы сможем говорить об университете развития, а не застоя и господства пережитков уходящей эпохи. Мы сможем говорить об Университете 2.0.