БОСС проанализировало высказывания Александра Лукашенко об изменениях в среднем образовании

По мнению студенческих лидеров, рассматривая изменения в программе среднего образования, в первую очередь, надо думать не о ее сокращении, а об изменении подхода подачи учебного материала.

21 апреля президент Беларуси Александр Лукашенко обратился с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

Во время своего выступления Александр Григорьевич также затронул тему среднего образования.

Братство организаторов студенческого самоуправления (БОСС) проанализировало высказывание президента о среднем образовании и о том, как изменение школьной программы может повлиять на высшее образование.

Не секрет, что школьная подготовка учеников даёт (или не даёт) свои плоды в дальнейшем обучении в университете.  Нельзя говорить об изменении качества высшего образования, не анализируя среднюю ступень. На самом ли деле, сокращение программы вдвое является целесообразным действием или все же есть и другие варианты реформирования?

«Надо в два раза сократить школьную программу. Сделайте это к лету, к новому учебному году», — обратился Лукашенко к министру образования Игорю Карпенко.

«Функция школы — научить детей думать». Составляя новую программу, следует обратить внимание на объем информации. Опасение, возникающие после распоряжения о сокращении программы, - а будут ли дети готовы к обучению в университете?  Сокращение учебников не научит детей думать. Нужны системные изменения. В школе нужно включать новые дисциплины, больше социальных наук, занятий развивающих мышление учеников, вырабатывающих навыки лидерства и самостоятельности.

На данный момент в обязательной программе высшего образования есть список общих дисциплин предлагаемых для изучения студентам всех специальностей.  В министерстве образования считают, что студенты должны проходить определенные общеобразовательные и общеразвивающие дисциплины, такие как философия, психология, социология, экология и т.п., которые будет накладно внести в программу трех лет обучения, к которой призывает президент. «Если мы можем за три года подготовить специалиста, то давайте готовить, а четвертый год будет доучиваться уже на производстве», — предлагает Лукашенко.

Общеобразовательные дисциплины не сокращают в университетах, а срок обучения сокращают. Это отражается в более плотном расписании студентов, бОльшем количестве занятий в неделю, меньшем свободном времени для саморазвития. Итог тот же: “детям некогда заниматься ни музыкой, ни изобразительным искусством, потому что большая нагрузка в школе”, как считает Лукашенко. У выросших детей, студентов, не остается времени для внеуниверситетской занятости. Возвращаемся к словам президента, “не инвалидов ли мы тогда будем делать”?

Бесспорно, вышеупомянутые дисциплины важны для развития любого человека. Неважно, какой специальности студенты, они должны быть всесторонне развитыми личностями для того, чтобы в будущем влиять на свою профессиональную конкурентоспособность. Почему бы не подумать об изменении школьной программы с включением в старших классах вышеупомянутых, адаптированных под возраст, общеразвивающих дисциплин. При этом абсолютно не обязательно перегружать школьников количеством уроков в день, если подумать о том, чтобы добавить к ступени среднего образования один дополнительный год.  

Около десяти лет назад существовал так называемый нулевой или подготовительный класс и весь период среднего обучения в школе составлял 12 лет. Именно такая продолжительность обучения в школах во многих европейских странах. Например, в той же соседке Польше часто удивляются возрасту студентов - белорусов, которые поступают на первый курс в 17 лет, когда в основном все поляки - в 19 лет.  Однако, заканчивают бакалавриат поляки в Польше и белорусы в Беларуси одновременно.

Более обширная программа среднего образования с углублением на дисциплины, требующие небольших исследований и направленные на развитие общего мышления, плюс первая ступень высшего образования сроком на год меньше равняется тому же количеству лет потраченных на получение бакалавриата. Однако, такая система позволяет молодым людям в университете концентрироваться на получении знаний, умений и навыков по конкретно выбранной специальности. Большинство выпускников школ не уверены в выборе будущей профессии, один дополнительный год в школе будет полезен для формирования более крепкого осознания своих желаний и возможностей. Для этого последние годы в школе следует сделать профориентационно-направленными, что совместно с дополнительным годом будет способствовать более осознанному  выбору будущей профессии.

Над изменением программы работать надо, это требует и недовольство родителей большой загруженностью детей, обеспокоенность их здоровьем, а также постоянно меняющиеся требования к образованию как к системе. Задача школы это не только  дать знание и воспитать активную  молодежь, но также подготовить к продолжению обучения в высших заведениях. Пробелы в школьной подготовке могут сказаться на успешности обучения в университете. Рассматривая изменения в программе среднего образования, в первую очередь, надо думать не о ее сокращении, а об изменении подхода подачи учебного материала и корректировке дисциплин в соответствии с нуждами школьников. 

 

10.05.2017 - 22:35

Автор(ы):

Юлия Добышук
Международный секретарь. Переводчик. Эксперт в области студенческого участия и Болонского процесса. Возглавляла студенческий совет факультета, реализовала проект "Мистер Болон", результатом которого стали одноименные ролики.