«Я всегда буду поддерживать инициативы, связанные с низовым проявлением гражданского общества»

Одно из последних достижений Братства организаторов студенческого самоуправления – проведённый в организации ребрендинг. Процесс этот долгий и трудоёмкий, а потому не обошёлся без сторонней помощи. Сергей Шабохин  стал одним из тех, кто вызвался помочь БОСС в решении непростой задачи.

- Здравствуйте, Сергей!  Вы, как известно, личность разноплановая:  художник, куратор в том числе некоторых проектов галереи «Ў», создатель  и главный редактор портала artaktivist.org.А на чём  сосредоточены в данный момент?

- Проектов сейчас большое количество. Они не прекращаются, так как один с эффектом домино цепляет последующий. Так, предложений с каждым разом становится всё больше и со временем я вынужден от чего-то отказываться.

В данный момент сконцентрирован в первую очередь на своей работе в качестве художника.  Сейчас планирую реализацию серии больших персональных проектов. Над одним из них «Практики подчинения» я уже работаю пять лет и хочется, наконец, завершить начатое. 

Сейчас мы вместе с Сергеем Кирющенко готовим проект исследовательской платформы современного белорусского искусства KALEKTAR. Ведётся архивная исследовательская деятельность.  Работа в процессе  будет представлена в виде ресурсного  портала, который сможет с помощью разных сайтов, встроенной энциклопедии и других инструментов упорядочивать, архивировать и представлять вниманию аудитории опыт, накопленный в современной белорусском искусстве от 1980х годов до наших дней. Всё это требует огромных усилий, и, я надеюсь, что платформа сможет стать своеобразной энциклопедией белорусского искусства.

- Одно из ваших последних достижений – разработка блога «ФАК», который задуман как факультатив по теории и истории современного искусства. Как пришли к этой идее?

- Я сам учился в Академии искусств. Так и не закончив её, испытал сильный внутренний кризис, который был связан с состоянием определённой обманутости. Сложно было не понять контраст от того, каково современное искусство в реальности и в официальных программах ВУЗа. И сейчас многие студенты Академии, которые оканчивают учёбу и получают диплом, сталкиваются с этим периодом растерянности, возможно даже обманутости и ненужности.  

Меня пригласили в ВУЗ на пару по идеологии, чтобы  заменить её лекцией «Почему я бросил Академию искусств?». Собралось много студентов, они выслушали лекцию, которая  переросла в три часа дискуссии. У учащихся  был действительно большой интерес, и я видел, что среди них есть те, кто уже ангажированы в современном искусстве и очень критично смотрят на ВУЗ. Это заставило меня подготовить курс из десяти лекций, который был нелегально прочитан в Академии некоторым ангажированным в современном искусстве студентам.

Сейчас студенты продолжают активно интегрироваться в систему белорусского современного искусства. Мы вместе с Алексеем Борисенко и Арией Котлячковой подумали над тем, как охватить наиболее широкую  аудиторию, и решили создать этот блог. На данный момент выпустили три лекции, которые фиксируют кризис официальной системы культуры и показывают очевидное:  нужно снять розовые очки, что диплом непременно может помочь. Мы проанализировали, где это действительно так, где – нет. Сейчас планируем провести лекции на базе  платформы KALEKTAR и начать курс истории искусств, показывая, что искусство сделало множество шагов в направлении, которое, как оказалось,  совершенно незнакомо учащимся по специальности.


- Многие не разделяют вашу позицию, касательно того, что теория играет в искусстве важную роль. Как бы вы могли это прокомментировать?
- Я уделяю  внимание теории как художник, модератор, исследователь. Пытаюсь дозировать и применять на практике разработанные схемы, теории, парадигмы, но сам теоретиком искусства не являюсь.  Как художник, как практик искусства я действительно  сталкивался с тем, что люди критиковали и критикуют высказывания, которые я аккумулировал. Но любой творческий человек может сказать, что в этом нет ничего плохого. Это либо укрепляет твою позицию, либо заставляет сомневаться в выбранных стратегиях. И в практике, и в теории критика и сомнение - это двигатель.


- В продолжение темы обучения. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с дизайном у белорусских вузов: БГУ, БНТУ, БГУИР? В частности, с логотипами?

- Я бы не хотел подвергать их серьёзному анализу, поскольку здесь все довольно-таки очевидно. Логотипы фиксируют то время, когда были созданы. Хотя, даже если они были разработаны намного позже, дизайнеры явно находились под влиянием тенденций периода  1980-х годов с беспорядочным использованием ранней компьютерной графики.

Сейчас они, конечно, абсолютно безвкусны и требуют немедленного редизайна. Сегодня к этому обращаются многие компании. В том числе и ведущие ВУЗы страны, как мне кажется, должны что-то менять.

Я не понимаю, почему у них нет сотрудничества, например, с Академией искусств.  Любой студент факультета дизайна мог бы взять их логотип и бесплатно сделать ребрендинг в качестве учебного задания. Я думаю, стоит обратиться за сотрудничеством.

 - Почему откликнулись на предложение БОСС? В чём заключается идея логотипа?

- Я всегда буду поддерживать инициативы, связанные с снизовым проявлением гражданского общества, так как развитие негосударственного сектора - это прогрессивное направление развития общества, в которое я могу верить. И появление БОСС – это позитивный, на мой взгляд, проект, который тоже нуждается в экспертах и специалистах.

В принципе, создание логотипов – это не мой спектр деятельности, я не дизайнер, но естественно не смог отказаться от предложения. Повторюсь, я всегда буду поддерживать подобные инициативы.

Сам логотип очень простой. В его основе находится пустой круг. Он может  очень удобно интегрироваться в дизайнерскую продукцию: на постеры, визитки и прочее и наполнятся любыми смыслами и содержанием.

Кроме выполнения основных функций, логотип даёт ещё и игровой момент, потому что он может здорово меняться и трансформироваться. 

Есть и определённые правила его использования. Я очень надеюсь, что дизайнеры БОСС примут это во внимание, свобода не превратится для них в наказание, а работа станет наиболее комфортной.

10.03.2015 - 19:23