Могут ли студенты быть услышанными?

Сегодня студенты отмечают свой «профессиональный» праздник. «День студента в университетах принято праздновать Днем самоуправления. С одной стороны, это интересная идея, а с другой - все равно только маскарад получается», - рассказывает Юлия Добышук, эксперт в области студенческого участия. TUT.BY поговорил с ней о том, с какими проблемами сейчас сталкивается активная молодежь, существует ли на деле студенческое самоуправление и в чем европейским студлидерам повезло больше, чем белорусским.

 «Юридически невозможно создание независимого студенческого союза, который бы объединял студсоюзы всех белорусских университетов»

 

Юлия Добышук - руководитель союза студенческих лидеров, которое носит красноречивое название «БОСС». Это не секта, как может показаться на первый взгляд, а аббревиатура от «Братства Организаторов Студенческого Самоуправления». Можно назвать его большим сообществом потенциального будущего Беларуси.

 

Его история берет начало в 2009 году, когда один из лидеров студенческого самоуправления БГУ, Сергей Воронкевич, вдохновленный знакомством с европейскими движениями учащихся и их успехами, задался вопросом: почему в родной Беларуси не действует студенческая ассоциация? Ведь это создает идеальную среду для развития каждого учащегося и помогает улучшать качество образования.

 

После проведения серии успешных семинаров началось превращение таких встреч в настоящую школу лидерства и самореализации, привлекающую наиболее талантливых и активных студентов. К настоящему времени участники «БОСС» из разных вузов и городов Беларуси обмениваются опытом, идеями, проектами, а также знакомятся и налаживают связи со студенческим самоуправлением в университетах Украины, Германии, Литвы, Швеции, Норвегии и России. В том числе устраиваются семинары и тренинги на актуальные для молодых лидеров темы, приглашаются в гости бизнесмены.

 

- В «БОСС» мы всегда совмещали два важных пласта работы: развитие полезных навыков у студентов и открытие другого взгляда на студенческое участие, - комментирует Юлия.

 

По словам девушки, скоро пройдут мастер-классы по написанию резюме, прохождению собеседований. Также планируется курс по эмоциональному интеллекту, различные студенческие семинары, где будут разрабатывать интересные идеи для университетов, разбирать полезные кейсы студенческого активизма, общаться с европейскими коллегами. «Мы хотим, чтобы студенты получали те навыки и компетенции, которые им понадобятся в будущей жизни», - уточняет лидер студенческого братства.

 

- С самого начала создания «БОСС» его целью было создание независимого национального студенческого союза, который бы объединял студсоюзы всех белорусских университетов. К сожалению, уже на юридическом уровне это невозможно сделать, ведь студсоюзы не являются юрлицами. Да и устав не может включать работу с качеством образования, так как это считается исключительно деятельностью министерства образования.

 

Часто европейских коллег удивляет, почему студенты в Беларуси не могут участвовать на равных и влиять на процесс своего обучения. В законе о высшем образовании во всех европейских странах есть пункты, которые обеспечивают право студентов участвовать в развитии учебной программы совместно с профессорским составом. У нас юридически это не прописано, вот и не на что опираться.

 

Кроме того, в Европе зачастую студенты высказывают свое мнение и добиваются компромиссов путем митингов, демонстраций. У нас это не сработает, по крайней мере в ближайшее время. Нет так таковой практики демонстраций, которые не закачиваются репрессиями различного рода несмотря на мирный характер выступающих, - поясняет эксперт.

 

«Студенты, которые хотят активно заниматься именно академической частью – это люди, заинтересованные в результатах своего образования»

 

День самоуправления, проводимый в рамках Дня студента, преподносится как конкретно управленческий опыт, показывается как работает деканат, ректорат и другие подразделения. «Если бы не оставалось лишь в рамках маскарада», - говорит Юлия Добышук, - «то это как раз и была бы успешная работа студенческого союза, который не просто поет и танцует, а участвует в обсуждении управления учебным процессом».

 

Однако преподаватели не доверяют опыту студентов.

 

- Часто встает вопрос: «А кто вы такие, чтобы говорить, что вы хотите изучать, к примеру». Здесь, на мой взгляд, всегда доминирует слишком настороженное, даже может изначально негативное отношение к позиции студентов, как будто бы те хотят просто максимально облегчить себе обучение. Должна быть не борьба двух сторон, а сотрудничество, кооперация всех заинтересованных лиц для получения лучшего результата.

 

Юлия твердо уверена, что студенты, которые хотят активно заниматься именно академической частью – это люди, заинтересованные в результатах своего образования и получении максимального количества необходимых навыков.

 

- К тому же, если бы существовал толковый академический студенческий отдел - выбирали бы туда студентов соответствующих. Можно было бы ввести предвыборную компанию. Ой, это вообще отдельная тема… - с грустью рассуждает руководитель студенческого братства.

 

- Я училась в нескольких белорусских университетах, видела старост, одногруппников, которые постоянно обсуждали с преподавателями или кафедрой различные возможные поправки в расписании и изучаемом курсе с целью сделать лучше для всех. Вот это на самом деле – студлидеры, которые непосредственно участвуют в управлении процессом обучения. Однако очень редко кто-то из них является членом студсоюза.

 

«25% Совета университета должны быть представлены студентами. Эту цифру сейчас университеты выполняют, но по сути - кто эти люди?»

 

- Чего не хватает белорусскому студенческому управлению?

 

- Студентам - все же опыта. Для того, чтобы активно участвовать в обсуждении процесса обучения, надо его понимать. Но учащихся обычно не вовлекают в это. По стандартам Болонского процесса требуется 25% Совета университета должны быть представлены студентами. Эту цифру сейчас университеты выполняют, но по сути - кто эти люди? В основном, назначенные администрацией, кто редко передает информацию студентам или в обратном порядке. Администрации не хватает желания взаимодействовать со студентами, именно включать их в важные дискуссии для процесса обучения.

 

- Почему студентам не доверяют?

 

- Банально из-за отсутствия опыта работы. Но откуда его взять, если студентов не приглашают участвовать? Еще один часто задаваемый вопрос: почему студенты не активны? Отвечу. Они быстро перегорают, масштаб работы не удовлетворяет, да и не всем интересно заниматься организацией концертов. Зачастую активисты просто не видят желаемых результатов своих идей.

 

Фото 4. Фото из архива «БОСС»

 

«В Европе участие в студенческом самоуправлении ценится работодателями»

 

- Не надо забывать, что участвуя или даже создавая что-либо в университете, студенты не только могут решить свои проблемы, но приобрести коммуникативные навыки, управления и работы в команде, презентации проекта и прочего.

 

В Европе, по словам Юлии, участие в студенческом самоуправлении автоматически становится работой и ценится в будущем работодателями. Но если одного это становится пополнением портфолио, то для другого - возможность развить предпринимательские навыки, которые помогают в старте своего бизнеса. А для кого-то студенческое участие становится общественной платформой для развития в политике.

 

Например, совсем недавно мы в «БОСС» узнали, что один из бывших председателей польского парламента студентов занял позицию заместителя министра образования. Или часто наблюдали на примере других стран, как после работы в студсоюзах люди переходили на работу в молодежной политике, а также в различные исследовательские институты работающие с высшим образованием.

 

Послесловие

 

На своем сайте «БОСС» публикует отчет о проделанной работе по итогам года. Так, в 2017-м активно работало направление семинаров по студенческому самоуправлению и активно проводились консультации по вопросам распределения в режимах офф- и онлайн, а также специально для этого запущена Горячая линия.

 

По итогу распределительной кампании 2016/17 учебного года было проведено исследование и составлен отчет. В нем приводится, что более половины респондентов отметили, что в их учебных заведениях не проводились встречи по разъяснению законодательства о распределении. 80,1% опрошенных указали, что студенческие организации не принимали участия в процессе распределения, а 8,4% респондентов даже признались, что представители этих сообществ оказывали на них давление, чтобы те, принесли индивидуальные заявки из организаций.

 

Во время анкетирования 67% молодых людей высказались, что их распределили по специальности, а 33%, что нет. Кроме того, 3,7% респондентов ответили, что их просили подписать заявления, что они обязуются забрать документы, если самостоятельно не найдут место отработки, другим 11% угрожали отчислением. Полностью с отчетом можно ознакомиться по ссылке https://aboss.by/issledovaniya/983/raspredelenie-molodyh-specialistov-v-2016-2017-uchebnom-godu .

 

Помимо прочего, сообщество студенческих лидеров принимала активное участие в международной деятельности. Кроме работы с Европейским студенческим союзом, у организации было несколько проектов в рамках Erasmus+: Seeds of health в Грузии, Chances of Diversity в Берлине. И много еще впереди.

17.11.2017 - 03:44
Юлия Добышук
Руководитель Учреждения "Студенческая фабрика мысли" (БОСС), ранее: Международный секретарь. Переводчик. Эксперт в области студенческого участия и Болонского процесса. Возглавляла студенческий совет факультета, реализовала проект "Мистер Болон",...